Логотип M1 Автоцентр
Сеть автоцентров
официального дистрибьютора
Mobil в городе Омске
круглосуточно

Как выбрать подходящий аккумулятор для вашего автомобиля

11.03.2024
Как выбрать подходящий аккумулятор для вашего автомобиля

Качественный аккумулятор — основной источник электроэнергии в вашем транспортном средстве. Главная задача АКБ – осуществить первичную прокрутку двигателя, снабдив стартер необходимой для этого энергией. Без напряжения в бортовой сети автомобиль с ДВС работать не будет.

Автолюбители, чья повседневная деятельность тесно связана с эксплуатацией авто, понимают, как важно выбрать аккумулятор правильно. В регионах Крайнего Севера или районах, для которых характерны обильные снегопады, емкий заряженный аккумулятор может спасти жизнь.

Определение требований к аккумулятору

Каждому водителю необходимо знать хотя бы в общих чертах принцип работы АКБ, какие бывают типы батарей и по каким параметрам выбирают аккумулятор, когда приходит пора его замены. Не менее важно иметь представление о способах зарядки и разумной эксплуатации, чтобы батарея прослужила максимально долго и с полной отдачей.

Каждая модель автомобиля уникальна по своим техническим характеристикам и комплектации. Чтобы все имеющиеся в энергопотребители — как штатные, так и установленные владельцем дополнительно — исправно функционировали, необходимо, чтобы АКБ соответствовала объемам потребляемой ими энергии. Аккумуляторные батареи различаются типоразмером, емкостью, номинальным напряжением, видом клемм и весом, назначением. Для легковых автомобилей, кроссоверов, внедорожников, микроавтобусов, легких грузовиков и полноразмерных грузовых автомобилей, а также для сельскохозяйственной, строительной, дорожной и прочей спецтехники используются аккумуляторы с разными характеристиками.

Чтобы не ошибиться в выборе, нужно в первую очередь изучить требования, которые предъявляет к параметрам батареи производитель автомобиля.

Какие характеристики АКБ считаются основными?

  • Размер ДхШхВ: при несоблюдении рекомендованных размеров АКБ может просто не влезть на посадочное место или, наоборот, свободно перемещаться по лотку, что крайне опасно.
  • Полярность: при несоблюдении полярности либо придется удлинять силовые провода, либо вообще существует риск уничтожения всех электросистем автомобиля при неправильном подключении.
  • Емкость: должна соответствовать рекомендации фирмы-изготовителя. Не покупайте аккумулятор меньшей емкости, чем заявлено производителем. Допускается установка АКБ большей емкости, если автомобиль дооснащалсяэнергопотребителями.
  • Стартовый ток холодного пуска: одна из ключевых характеристик АКБ для регионов c низкими зимними температурами. Не будучи постоянной величиной, при отрицательных температурах от -18 градусов тoĸ холодной пpoĸpyтĸи значительно уменьшается.
  • Технология изготовления батареи: если инструкция автомобиля рекомендует тип Ca-Ca, EFB или AGM, следует это учитывать.
  • Тип и размер клемм: от них зависит, будут ли проблемы при установке и дальнейшей эксплуатации новой АКБ.

Широкий выбор АКБ в соответствии с маркой, моделью и годом выпуска автомобиля предлагают многие продавцы, но проверка адекватности предложений, выданных по вашему запросу, все же необходима. Чтобы прийти к правильному решению, какой аккумулятор поставить на машину, внимательно изучите маркировку старого.

Размеры и конфигурация аккумулятора

Несмотря на то, что габариты АКБ стандартизированы, размерный ряд настолько широк, что приходится прикладывать усилия, чтобы найти батарею, которая будет соответствовать штатным креплениям и месту.

АКБ одного типоразмера имеют почти одинаковые ДхШхВ с небольшими отклонениями в меньшую или большую сторону на 8-10 мм. Это не страшно и не считается помехой, такие устройства остаются взаимозаменяемыми.

По конфигурации аккумуляторы для легковушек делятся на три типа:

  • JIS (с выдающимися вверх клеммами) — маркируются буквами (B, D, E), обозначающими ширину АКБ — 127, 172, 172 мм соответственно, и цифрами, по которым можно легко определить длину в см. Высота у всех аккумуляторов этого стандарта составляет 200 мм, если не учитывать клеммы, и 220 мм — с ними.
  • DIN/EN (клеммы вровень с крышкой) — маркируются буквами L (высота 190 мм) и LB (высота 175 мм). Цифра, идущая следом, обозначает длину — от 20 до 41 см. Ширина у всех европейских АКБ для легковых авто составляет 175 мм.
  • SAE (имеет полюсные выводы сбоку) — такой тип реже представлен на российском рынке, в остальном по размеру соответствует стандарту JIS.

АКБ для грузовиков маркируются словом TRUCK, и при их выборе тоже важно учитывать стандарты и размеры.

Также рекомендуем обращать внимание на расположение, полярность и тип клемм.

Емкость аккумулятора

Этот параметр измеряется в ампер-часах, по нему можно определить, сколько электричества способна накопить и отдать батарея. Чем выше емкость, тем дольше аккумулятор не потребует зарядки и тем увереннее он будет работать в холодную погоду.

  • От 40 до 60 Ач — рекомендованная емкость для малолитражек, эксплуатирующихся при температуре до -40 градусов.
  • 80-100 Ач — для более мощных легковых автомобилей с бензиновым или дизельным ДВС, использующихся при любой погоде.
  • Свыше 100 Ач — для спецтехники, большегрузов, автобусов.

Допустимы небольшие отклонения от рекомендованной производителем емкости. Если заводской аккумулятор имеет 55 ампер-часов, то вполне подойдет модель с емкостью 50-65 Ач.

Производители в инструкциях по эксплуатации указывают какой заряд аккумулятора считается нормальным — напряжение должно составлять 12,5-13 В. Если это значение падает ниже 12 В, дальнейшее использование без подзарядки приведет к сокращению срока службы АКБ.

Тип аккумулятора

Большая часть АКБ имеет почти одинаковую конструкцию — короб, внутри которого находятся шесть элементов с разной полярностью, состоящие из свинцовых пластин и погруженные в электролит. Наиболее распространены аккумуляторы с залитой внутрь серной кислотой. Для снижения вредного воздействия, которые оказывают свинец и кислота на организм человека, стенки короба делают из прочного пластика.

Классифицируются АКБ по составу электродов и типам электролита.

  • Сурьмянистые. Встречаются на устаревших моделях автомобилей, постепенно выходят из обращения. Для таких батарей характерно содержание от 5% сурьмы в свинцовых пластинах. Сурьма укрепляет мягкий металл, но при этом способствует более быстрому осыпанию электродов.
  • Малосурьмянистые. Содержат до 4% сурьмы. Дешево стоят, дольше разряжаются при хранении, почти нечувствительны к перепадам напряжения.
  • Кальциевые. Имеют маркировку Ca-Ca, которая означает, что решетки электродов покрыты кальцием, иногда с долей серебра. Не требуют обслуживания, обладают большим КПД по сравнению с вышеперечисленными типами АКБ. При активном использовании авто сохраняют работоспособность до 6 лет.
  • Гибридные. Называются так, поскольку имеют в составе кальций и сурьму. Первым веществом покрывают электроды отрицательной полярности, вторым — положительной. Маркируются Ca+ или Sb/Ca. Раз в полгода в них необходимо доливать дистиллированную воду. Устойчивы к перепадам напряжения. Стоят относительно недорого и служат до 5 лет.
  • Гелевые. Их легко узнать по маркировке GEL. Основное отличие в том, что вместо кислоты электроды погружены в гелеобразный электролит. Благодаря такому решению исключены протечки, электроды не перегреваются и не осыпаются. Тряска и изменение положения в пространстве не причиняют вреда гелевым аккумуляторам. Они медленно разряжаются, не выходят из строя от глубокого заряда и не требуют замены до 15 лет. Основной их недостаток — стоимость. Она вдвое выше, чем у кислотных АКБ. А кроме того, если вы живете в регионе с очень холодным климатом и для вас важно, при какой температуре замерзает аккумулятор, то добавляется еще один минус — гель кристаллизуется при -50 градусах, что отрицательно влияет на работу АКБ.
  • AGM. Усовершенствованный и более дешевый вариант гелевой батареи для машин с системой «старт-стоп». Технология строится на том, что между электродами укладывают абсорбирующий стекломатериал, имеющий пористую структуру и защищающий электроды от преждевременного осыпания. Такие АКБ нуждаются в обслуживании, но лучше, чем гелевые, переносят отрицательные температуры. Могут стабильно работать 10-15 лет.
  • EFB. Как и предыдущая разновидность, этот аккумулятор разработан для автомобилей с функцией «старт-стоп», но отличается более быстрым зарядом. Представляет собой нечто среднее между кислотными батареями и AGM. Пластины и электролит надежно запечатаны в оболочку из микроволокна, что обеспечивает защиту от сульфатизации и коротких замыканий. Аккумуляторы EFB рекомендовано устанавливать, если автомобиль часто эксплуатируется в условиях мегаполиса.
  • Щелочные. В таких батареях функцию электролита выполняет раствор щелочи, а пластины изготовлены из сплава никеля и кадмия или никеля и железа. Электроды надежно запечатаны в герметичные конверты и защищены от воздействия вибрационной нагрузки. Щелочные батареи отличаются экологичностью и устойчивостью к морозам. Устанавливаются на грузовики, сельскохозяйственную и складскую спецтехнику.

Во избежание проблем с генератором, стартером и электроникой при замене АКБ рекомендуем придерживаться рекомендаций производителя, обозначенных в инструкции.

Холодный пуск и стартовый ток

От этого показателя (CCA) зависит, как будет крутиться стартер при запуске автомобиля в зимний период. Чем он выше, тем охотнее и быстрее заведется двигатель.

Аккумуляторы одинаковой емкости могут выдавать разный ток при холодном запуске. На это влияет технология изготовления. Например, AGM, по сравнению с кислотными батареями, продуцирует больше ампер в силу своей конструкции.

Для стабильной работы стартера необходимо, чтобы новый АКБ выдавал стартовый ток не меньше, чем прежний. Следует помнить, что, если температура опустилась ниже –30 градусов, емкость АКБ и стартовый ток снижаются вдвое.

Производитель и качество

На автомобильном рынке сегодня лидирует несколько брендов, завоевавших доверие потребителей. Но при этом аккумуляторы одной марки и даже модели могут различаться по качеству и характеристикам, в зависимости от того, в какой стране расположено производство, какие технологии применялись.

Представление о конкретной батарее помогут получить отзывы реальных знакомых, обзоры экспертов-автолюбителей, рейтинги популярных автомобильных изданий.  

Мы рекомендуем обратить внимание на следующие российские и зарубежные марки — «Тюмень», «Зверь», «Алькор», «Аком», Alphaline, Exide, Mutlu, Varta, Optima, Bosch.

Гарантия и обслуживание

Гарантийный срок на АКБ составляет 12-36 месяцев. Некоторые производители могут на определенных условиях продлить его до четырех лет. Гарантийное обслуживание предполагает, что, если у батареи в течение этого времени обнаружатся неисправности в результате заводского брака, производитель ее заменит или вернет денежные средства.

Не рекомендуется покупать аккумуляторы noname, не имеющие ни гарантий, ни сертификатов качества.

Цена и бюджет

Стоимость аккумулятора не всегда напрямую коррелирует с его качеством. При одинаковых характеристиках АКБ от известного и малораскрученного бренда могут иметь разную цену.

В текущих экономических условиях имеет смысл cделать ставку на южнокорейских и российских производителей.

Приобретайте аккумуляторы только в специализированных магазинах, где консультанты могут грамотно и понятно ответить на все вопросы. Кроме того, такие автомагазины нередко дают скидку (до 1500 рублей) на новую АКБ, если вы оставляете старую.

Заключение

Не торопитесь при выборе. Составьте перечень подходящих моделей, с учетом всех вышеперечисленных параметров. В суровых российских условиях особенно важны емкость, мощность, долговечность и устойчивость к холодам.

Перед покупкой попросите проверить выбранный АКБ на предмет напряжения на холостом ходу. Тестер должен показать цифру не менее 12,5 В. После покупки в течение 2-3 часов зарядите батарею малым током.

В дальнейшем контролируйте уровень заряда, чтобы внезапно не оказаться в ситуации, когда вы не сможете завести машину.

И наконец, своевременно очищайте клеммы от отложений, ухудшающих контакт.