ГУР (гидравлический усилитель руля) – это часть рулевого управления автомобилем, отвечающая за снижение усилия, которое водителю нужно применить при повороте ведущих колес. Внутри этого замкнутого контура находится специальное масло. Особенности, характеристики и правила выбора жидкости для ГУР рассмотрим в этой статье.
Гидроусилитель рулевого управления – это замкнутая система, а значит она находится под давлением. В конструкцию входят: насос, рулевая рейка и гидроцилиндр, бак с жидкостью, перепускной клапан, золотник, трубопроводы – напорный и обратный. При повороте руля вращается управляющий золотник, который отвечает за переключение гидравлических потоков. Связанный с двигателем ременным приводом, насос создает в системе рабочее давление, а перепускной клапан – регулирует его. В качестве жидкости применяется специальное масло.
Задача состава, который находится внутри гидроусилителя, – передать создаваемое насосом давление на поршень гидроцилиндра. Также в числе функций системы: охлаждение и смазка всех частей ГУР, защита их от коррозии.
В среднем в ГУР входит около литра масла. Наполняют его через специальный бак, на котором есть указатели уровня. Выбор жидкостей на современном рынке автохимии – огромен. Они отличаются по составу, типу, цвету.
Прежде чем решить, какую жидкость ГУР выбрать, рассмотрим классификацию жидкостей подробнее.
По составу они могут быть:
В основе таких составов – сочетание углеводородов и эфиров, полученное их нефти при помощи химического синтеза. В стандартную базу добавляют присадки для достижения различных свойств итогового продукта. В числе плюсов синтетических масел:
Недостаток синтетики – негативное влияние на резиновые уплотнители, которые в большом количестве имеются в конструкции любого ГУР. Использовать такие смазки можно, только если это разрешено производителем.
Синтетика, состав которой улучшен силиконовыми присадками, не влияет на резиновые детали.
Минеральные масла делают также из нефти, вернее, из ее фракций – парафинов, нафтенов с добавлением присадок. Такие масла нейтральны к резиновым элементам, хорошо показывают себя при широком диапазоне температур, а также не уступают синтетике по другим свойствам.
По цвету масла этого типа могут быть:
Это трансмиссионные составы (класс ATF). В основном подходят для АКПП, но иногда применяются и для смазки ГУР.
Это продукция концерна Daimler AG, поэтому чаще всего этот вид смазки рекомендуют производители автомобилей Mercedes-Benz, AMG, Smart.
Продукция VAG, рекомендованы производителями Volkswagen, Audi, Bentley, Seat, Scania, MAN. Используются только в гидравлических усилителях руля.
Итак, первое и основное правило – брать для замены только тот тип и цвет жидкости, который рекомендован производителем вашего автомобиля. Только так можно быть уверенными, что система будет работать как надо. Кроме того, заливка другой жидкости может приостановить действие гарантии на новое авто.
Часто владельцы интересуются, можно ли смешивать разные жидкости ГУРа. Это условно не запрещено, но не рекомендовано. Если смешать все же нужно, то стоит соблюдать ряд важных правил:
Условно – да. Но возможны проблемы в работе системы из-за несоответствия составов друг другу. Ведь у продукции разных компаний даже в рамках одного типа основы и одного цвета могут различаться присадки, их соотношение, объем и количество. А разные присадки могут вступать в реакции друг с другом, порой – весьма непредсказуемые.
Поэтому, даже если строго отрицательного ответа на вопрос можно ли смешивать жидкость ГУР или нет, делать это следует исключительно в случае острой необходимости.
Теоретически одной порцией такой смазки можно пользоваться на протяжении всего срока эксплуатации авто. Многие производители никак не регулируют срок ее службы, рекомендуя автовладельцам только контролировать уровень и доливать состав по мере необходимости. Мнение автоэкспертов – другое. Специалисты советуют все же периодически проводить замену смазки, в зависимости от интенсивности и условий использования машины.
Если озвучивать километры, через сколько менять жидкость в ГУРе, то отталкивайтесь от пробега. Если за год вы наезжаете не больше 10 – 20 тысяч километров, менять жидкость ГУР можно каждые два-три года. При более интенсивной езде (от 30 тыс. км и выше) замена должна быть чаще.
Чтобы выяснить качество и состояние жидкости ГУР, оцените её визуально. Для этого вылейте несколько капель жидкости на любую светлую поверхность (ткань, бумагу) и осмотрите ее. Подходящая для дальнейшей эксплуатации жидкость прозрачная, без мутного осадка и примесей. Если есть посторонние частицы – пришло время замены.
Еще один извечный вопрос, на который ни у автовладельцев, ни у экспертов единого ответа нет. Например, некоторые автомобилисты голосуют за минеральные составы, так как те более щадяще действуют на резиновые детали. Однако многие современные гидроусилители выходят с конвейера с расчетом на синтетику: их манжеты и уплотнители сделаны из резины, не вступающей в реакцию со смазкой. Повторим: смешивать «синтетику» и «минералку» категорически запрещено!
Однозначно мнение только по вопросу, какую жидкость заливать в ГУР – с учетом марки авто и особенностей его эксплуатации. Это аксиома. Какого цвета выбрать жидкость ГУР, также решайте, отталкиваясь от типа системы, рекомендаций производителя и уже залитой в усилитель смазки.