Логотип M1 Автоцентр
Сеть автоцентров
официального дистрибьютора
Mobil в городе Омске
круглосуточно

Когда и как часто нужно менять тормозные колодки: как узнать, сроки и рекомендации

16.06.2023
Когда и как часто нужно менять тормозные колодки: как узнать, сроки и рекомендации

Тормозная система — один из наиболее важных узлов в автомобиле. От ее исправности зависит безопасность водителя, транспортного средства, других участников движения. Она позволяет не только замедлить скорость авто до полной остановки, но и удерживает его на месте, если он припаркован на уклоне. Эффективность торможения напрямую зависит от состояния тормозных колодок — пластин из металла с фрикционными накладками. Во избежание трагедии на дороге необходимо знать, как часто менять тормозные колодки, и как понять, что пришла пора это делать.

Принцип работы колодок

Существуют две разновидности тормозных систем. Колодки в них функционируют по-разному.

  1. Дисковая: на передней оси всех современных моделей автомобилей установлен вариант, при котором парные колодки фиксируют с двух сторон тормозные диски, вынуждая автомобиль остановиться или замедлить ход.
  2. Барабанная: такой системой оснащается задняя ось автомобилей эконом-класса. При такой конструкции каждая колодка входит в свой сегмент изнутри барабана, замедляя его вращение.

Виды колодок

Основная деталь тормозной колодки — фрикционная накладка. Именно она прижимается к диску или барабану, создавая тормозной момент, благодаря силам трения, и переводя кинетическую энергию в тепловую. По материалу изготовления фрикционных накладок колодки делятся на несколько видов.

  • Полуметаллические. Накладки состоят из прочной массы из мелких стальных стружек и скрепляющего вещества. Они обеспечивают хорошее торможение в дождливую погоду и обладают высокой износостойкостью. При этом они быстро нагреваются, из-за чего становятся неэффективными при агрессивной манере езды, а также издают шум во время торможения.
  • Малометаллические. В отличие от предыдущего вида, стали в накладках содержится не более 30%, остальные вещества — это синтетика, скрепляющие вещества и медь. Колодки хоть и шумят, но выдерживают больший нагрев и быстрее остывают.
  • Органические. Состоят из смеси кевлара, стекла, песка и резины. Обеспечивают плавное торможение, почти не шумят и не изнашивают диски, но менее эффективны в сравнении с металлосодержащими накладками.
  • Керамические. Для накладок используют спеченную смесь металлической крошки и керамики. Эти колодки стоят дороже и не очень действенны, если тормоза не прогреты. Но они не утрачивают своих качеств даже при резких и частых торможениях, износоустойчивы и медленно стирают тормозные диски. Их рекомендуют устанавливать на авто с мощным двигателем.
  • Металлические. Наилучший вариант для любителей гонок. Спеченная сталь в чистом виде способная выдержать высокие нагрузки. При этом колодки крайне шумные, быстро выводят из строя диски, требуют от водителя прикладывать максимум усилий при торможении.

Виды тормозных колодок

Для упрощения выбора колодок производители окрашивают их в разные цвета, по которым легко определить, для каких условий они подходят.

  • Черные (до +400 градусов) рекомендуются для ежедневного использования без перегрузок.
  • Зеленые (до +650 градусов) позволяют тормозить более активно.
  • Красные (до +750 градусов) эффективны при спортивной манере вождения.
  • Желтые, синие, голубые (до +900 градусов) подходят как для кольцевых гонок, так и для вождения на высоких скоростях по дорогам общего пользования.
  • Оранжевые (до +1000 градусов) устанавливаются на гоночные болиды.

Через сколько менять тормозные колодки?

Все производители автомобилей указывают в инструкции по эксплуатации, когда менять тормозные колодки. Передние колодки нуждаются в замене каждые 30-60 тыс. км пробега, что примерно равняется одному-двум годам регулярной эксплуатации. Задние колодки служат значительно дольше, их рекомендуется менять каждые 5-6 лет.

От чего изнашиваются тормозные колодки?

Принимая во внимание цифры, заявленные производителем, нужно учитывать множество факторов, влияющих на износ колодок.

  • Технические характеристики авто: спорткары требуют замены колодок в два раза чаще, чем машины с менее мощным двигателем.
  • Частота поездок в условиях города: в пробках, на светофорах и нерегулируемых пешеходных переходах водители чаще используют тормоз.
  • Состояние дорожного покрытия: грязь, пыль, песок, реагенты, вода, автохимия негативно воздействуют на фрикционные накладки и выводят их из строя намного раньше, чем гарантирует производитель.
  • Стиль вождения: частое и резкое торможение ускоряет износ.
  • Погодные условия: жара, холод, повышенная влажность, пыльные бури, перепады температур тоже отрицательно влияют на состояние колодок.
  • Изначальное качество самих расходников и уровень их установки: лучше всего покупать оригинальные колодки либо проверенных, хорошо зарекомендовавших себя брендов. Установку тоже лучше доверить профессионалам.

Причины износа тормозных колодок

Как понять, что колодки износились?

  • При торможении слышны сильные скрипы и нетипичный шум. Когда фрикционная накладка истирается до основания, появляется характерный звук трения металла об металл. Чаще всего это происходит с передними колодками, поскольку вес автомобиля при торможении переносится вперед. Опытные автолюбители, едва услышав скрип, записываются в автосервис на замену колодок и диагностику дисков.
  • Западение педали тормоза. Если педаль не возвращается в исходное положение после нажатия, это говорит о том, что накладки окончательно разрушились.
  • Увеличение тормозного пути. Чем быстрее автомобиль останавливается, тем больше вероятности избежать человеческих жертв. Если длина тормозного пути стала больше по сравнению с той, что указана в паспорте ТС, это уже повод для тревоги. Этот признак указывает на то, что накладка истерлась до металла, и теперь к диску прикасается непосредственно колодка, поэтому эффективность торможения значительно снижается.
  • Тормозной путь перестал быть прямолинейным. Это означает, что колодка истирается неравномерно — на многих моделях авто внутренняя выходит из строя быстрее, чем наружная. Так происходит, потому что в рабочий зазор внутренней колодки попадают вместе с грязью абразивные частицы, влияющие на быстрое изнашивание детали. При этом вторая колодка остается в нормальном состоянии. Дело также может быть в загрязнении направляющих, по которым двигаются колодки. Необходимо почистить их, установить новые уплотнительные пыльники и заложить новую смазку. Но при наличии следов ржавчины лучше заменить и направляющие, и колодки.
  • Педаль тормоза вибрирует. Нередко при интенсивном и продолжительном торможении колодки прикипают к перегретым дискам или оставляют на них следы материала фрикционных накладок. Это и вызывает вибрацию.
  • На колесных дисках появилась черная пыль. Ее вызывает высокое содержание (более 30%) стальных волокон во фрикционном материале, либо керамический наполнитель сточился до основания и металл соприкасается с металлом. Из-за этого не только быстро стирается тормозной диск, но и на колесных дисках со временем начинается коррозия.
  • Снижение уровня тормозной жидкости. Когда фрикционная накладка изнашивается, суппортным поршням приходится выдвигаться больше, чем следует. Из-за этого тормозная система теряет герметичность и количество жидкости уменьшается. Если резиновые уплотнители тормозных цилиндров в масле, значит, догадка верна, и нужно менять колодки и доливать тормозную жидкость.
  • Вибрация (биение) колес во время торможения. Скорее всего, были установлены некачественные колодки, фрикционные наполнитель с таких деталей быстро сдирается и остается на поверхности диска, образуя неравномерные утолщения. Поэтому при нажатии педали тормоза усилие распределяется неравномерно, что и вызывает вибрацию в колесах. Рекомендуется счистить наслоения на диске щеткой со стальной щетиной, а если это не даст нужного результата, необходимо поменять диски и колодки.
  • Тщательный осмотр колодок на предмет износа. Эта процедура позволит получить объективное представление о степени изношенности деталей. Понадобится снять колеса, а если вы имеете дело с барабанными тормозами, то разобрать барабан.

Износ тормозной колодки

Полезные советы по диагностике и замене тормозных колодок

  • Регулярный контроль. Производители автомобилей рекомендуют каждые 10-15 тыс. км проверять, в каком состоянии находятся колодки, не дожидаясь, пока появятся очевидные признаки износа во время эксплуатации ТС.
  • Сроки замены тормозных колодок. Стандартная рекомендация производителей — менять колодки на дисковых тормозах каждые 30-60 тыс. км, на барабанных — от 80 тыс. км. Точная цифра зависит от интенсивности эксплуатации, стиля вождения и климатических и дорожных условий.
  • Как лучше менять колодки, своими силами или в автосервисе? Прежде всего, нужно помнить базовое правило: при замене колодок менять надо сразу все на оси, даже если одна из деталей еще не износилась. При наличии навыков и соответствующего оборудования процедуру замены можно выполнить своими силами. Однако если выявится, что тормозной диск выработался или на нем образовалось наслоение толщиной в 2-3 см, барабан поврежден или изношен, уплотнители, поршни, пыльники и шланги нуждаются в замене, придется обратиться в сервис. Также есть риск при проведении работ в кустарных условиях упустить критически важное повреждение и продолжать эксплуатировать авто, что приведет к аварии или необходимости дорогостоящего ремонта.
  • Приобретение качественных колодок. На рынке автозапчастей очень много контрафактной продукции, деталей, изготовленных неизвестными производителями, некачественных аналогов. Покупайте товары известных марок или у надежных дилеров с высокой репутацией. Желательно, чтобы и диски, и колодки были одного бренда или тех, которые поставляются в автоконцерн, где собирали ваш автомобиль. Если установить несовместимые детали, это приведет к появлению скрипов, потере эффективности, быстрому износу деталей. В частности, колодки для спорткаров, установленные на обычный городской автомобиль, быстро приведут диски в негодность.  

Замена тормозных колодок

Исправные тормоза — путь к безопасности

От эффективности торможения и исправности тормозной системы в целом зависят жизнь и здоровье людей и животных, целостность ТС. Сильный износ колодок способен вызвать целый комплекс проблем:

  • разгерметизацию тормозной системы;
  • коррозию колесных дисков;
  • разрушение барабанных и дисковых тормозов;
  • неадекватную реакцию педали тормоза на нажатие.

Важно регулярно проверять состояние расходников, реагировать на малейшие признаки неполадок в тормозной системе, своевременно заменять изношенные детали. Все эти мероприятия позволят предотвратить ДТП и избежать высоких расходов на капитальный ремонт.