Логотип M1 Автоцентр
Сеть автоцентров
официального дистрибьютора
Mobil в городе Омске
круглосуточно

Расшифровка моторного масла

05.04.2024
Расшифровка моторного масла

Даже для опытных автолюбителей расшифровка маркировки масла часто становится сложной задачей. API, SAE, ACEA – множество непонятных значений могут вогнать в ступор многих. Также важно учитывать ряд факторов: тип двигателя, условия эксплуатации, рекомендации производителя и другие. Однако именно продуманные системы классификации позволяют учесть все особенности автомасла и выбрать жидкость, наиболее подходящее в конкретном случае. В этой статье рассмотрим особенности классификаций смазочных материалов для силовых агрегатов.

Минеральное, полусинтетическое или синтетическое автомасло?

Рассмотрим отличия по структуре жидкости, поскольку она в первую очередь определяет свойства:

  • Минеральное – производится из базовых нефтепродуктов. Отличается доступной ценой, однако имеет меньший ресурс, чем другие разновидности. Вязкость масла такого типа значительно увеличивается при отрицательных температурах. Используется в двигателях старых поколений с невысокими требованиями к качеству смазки.
  • Полусинтетическое – выпускается на основе базовых минеральных масел с добавкой синтетических присадок, которые улучшают характеристики жидкости. Обычно выступают компромиссным вариантом между минеральными составами и синтетикой.
  • Синтетическое – изготавливается из высокотехнологичных синтетических компонентов. Стоит дороже аналогов, однако обладает высокой степенью защиты двигателя, стабильностью в широком диапазоне температур на протяжении длительного времени. Используется в современных высокофорсированных ДВС, в том числе турбированных, со строгими требованиями к качеству и толщине масляной плёнки.

Классификация моторных масел по API

Расшифровка моторного масла по схеме American Petroleum Institute основана на способности материалов обеспечивать защиту двигателя и снижать износ. Составы делят на пять групп:

  • I – производятся из базовых сырьевых материалов низкого качества способом селективной очистки и депарафинизации растворителями. Сегодня почти не используются.
  • II – проходят более тщательную гидроочистку и обработку по сравнению с автомаслами предыдущей группы. Содержат минимум парафинов и ароматических соединений. Используются преимущественно в грузовых автомобилях и спецтехнике с низкими требованиями к маслу.
  • III – дополнительная очистка и использование более качественных компонентов обеспечивают улучшенные характеристики и стабильность. Полусинтетические составы могут применяться в современных автомобилях.
  • IV – полностью синтетические автомасла на основе полиальфаолефинов (ПАО), произведённые путем органического синтеза. Сырьём выступает природный газ или нефтепродукты с высокой степенью очистки.
  • V – масла на основе полиалкиленгликолей, сложных эфиров обладают прекрасными характеристиками при низких и высоких температурах, а также в условиях экстремальных нагрузок. Подходят для форсированных двигателей с высокими требованиями.

Расшифровка масла по SAE

моторное масло.jpgПоказатель в системе измерения Сообщества автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers) – стандарт, определяющий вязкость автомасла при различных температурах. Это помогает автовладельцам выбирать подходящий состав для конкретных условий эксплуатации и обеспечить оптимальную работу агрегата. Эту характеристику следует считать основной, поскольку она отражает способность состава формировать масляную плёнку.

Расшифровка SAE представляет собой два числа, разделенных буквой «W» (к примеру, 10W-30). Первое число указывает на вязкость при низких температурах, а второе – при высоких. Например, масло 10W-30 имеет лучшую текучесть при низких температурах, чем 20W-50, что делает его более подходящим для холодных климатических условий. Рассмотрим эту классификацию подробнее.

Для первого числа расшифровка масла для дизельного двигателя и бензинового силового агрегата выглядит следующим образом:

 Значение  Безопасная температура запуска, °С
0 −35
5 −30
10 −25
15 −20
20 −15
25 −10

Буква «W» (winter) означает пригодность автомасла к зимней эксплуатации. Что касается второй цифры – она обозначает способность работать при высоких температурах. Однако значение сложнее первого, поскольку отражает сразу два параметра – вязкость при 100 °С и её минимум при 150 градусах. Оптимальные характеристики состава определяет автопроизводитель, ориентируясь на конструктивную специфику силового агрегата. Вместе с тем, по индексу второй цифры можно определить предельную температуру воздуха для конкретной жидкости – в большинстве случаев значение совпадает с показателем в градусах.

Классификация автомасел по API

Расшифровка моторного масла по схеме American Petroleum Institute основана на способности материалов обеспечивать защиту двигателя и снижать износ. В классификации первая буква обозначает тип силового агрегата: S (service) – бензин и C (commercial) – дизель. Следующая буква отвечает за параметры жидкости. Универсальные автомасла маркируются через косую черту (SJ/CF).

Составы для бензиновых двигателей

  • SJ – используется с середины 1990-х годов, отличаются сниженным количеством токсичных выбросов.
  • SL – предназначены для форсированных ДВС с турбонагнетателем и каталитическим нейтрализатором.
  • SN – совместимы с современными системами нейтрализации со сниженным выходом фосфатов.
  • SM – отличаются устойчивостью к термоокислению и низким температурам.
  • SP – один из последних стандартов, предназначены для современных ДВС с жёсткими требованиями к смазочным материалам.

моторное масло.jpgМоторные масла для дизелей

  • CF – используется на легковых двигателях с предкамерой. Серия заменила линейку CE в 1990-м г.
  • CG – для мощных ДВС, изготовленных в США.
  • CH – для дизелей, использующих малосернистое топливо.
  • CI – для моторов с рециркуляцией и нейтрализаторами.
  • CJ – линейка для современных силовых агрегатов, работающих на дизтопливе со минимальным содержанием серы с прогрессивными системами очистки выхлопных газов.

Дополнительная цифра после буквенного индекса означает количество рабочих тактов у двигателя. Для любого современного автомобиля надо подбирать жидкость с маркировкой «4».

Классификация ACEA

Европейская ассоциация автопроизводителей учитывает требования техники BMW, VW, Toyota, PSA Peugeot Citroen, Renault и других брендов, устанавливая стандарты качества смазочных материалов. Классификация включает следующие категории, определяющие уровень соответствия для двигателей:

A/B

  • A1/B1 – предназначены для легковых и коммерческих автомобилей, обеспечивают базовую защиту.
  • A3/B3 – повышенный уровень защиты при высоких температурах и нагрузках.
  • A5/B5 – сочетание минимальной вязкости и защиты ДВС, используются в двигателях последнего поколения.

Категория C

Делится на пять классов. Каждый последующий содержит меньшее количество присадок, образующих сульфатную золу при сжигании – она значительно уменьшает продолжительность работы нейтрализатора выхлопных газов.

Класс Вязкость, не менее, мПа·с 
C1, 2 2,9
C3, 4 3,5
С5 2,6

Категория E

Ориентирована на высокопроизводительные дизели тяжёлой техники, работающей с увеличенными межсервисными интервалами. Имеют повышенную стабильность характеристик на протяжении длительного времени, низким уровнем образования зол. Имеют отличный моющий эффект, эффективно защищая от износа. Вписываются в эконормы ЕВРО I–V. Сегодня используются жидкости следующих категорий:

  • E4 – подходят для ДВС предыдущих поколений без сажевых фильтров;
  • E6 – для моторов с EGR, SCR и фильтрами;
  • E7 – для дизелей без сажевого фильтра, с EGR и SCR;
  • E9 – для силовых агрегатов последних поколений с современными фильтрами и системами.

С помощью маркировки можно получить максимально полную информацию о смазочных материалах. Это позволяет подобрать оптимальный состав для любой машины. В сети М1 огромный выбор автомасел с гарантией защиты от подделок – мы реализуем продукцию напрямую с заводов изготовителей. Это обеспечивает минимальный уровень цен. Действуют дополнительные скидки и специальные предложения. Подобрать моторное масло помогут наши сотрудники – обращайтесь к ним по телефону +7 (3812) 60-62-60 или онлайн-чате.